Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что Музей AZ временно закрыт на ремонт. Следите за нашими новостями!
ИСПОЛНИТЕЛИ
/ Île Thélème Ensemble
/ Пелагея Куренная — сопрано
/ Аяко Танабе — скрипка
/ Наталья Соколовская — фортепиано
/ Художественный руководитель — Наталья Соколовская
Русский религиозный философ Николай Бердяев (1874-1948) со страниц своего труда «Смысл творчества» (1916) говорит о том, что любовь «не от “мира сего”, она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира». Образ «нездешних цветов» проявляется и в стихах другого религиозного мыслителя, мистика и поэта Владимира Соловьёва (1853-1900):
Эти звезды мне стезею млечной
Насылают верные мечты,
И растят в пустыне бесконечной
Для меня нездешние цветы.
(1892)
По мнению искусствоведа и куратора Татьяны Вендельштейн, нездешние цветы художника Владимира Яковлева «ведут свою “родословную” из разных культурных источников: как от “Цветочков” Франциска Ассизского, так и от известного жанра китайской живописи “Цветов и птиц”». Также она указывает на то, что «цветы Яковлева – создания некоего воображаемого небесного “гербария”». Эта галерея «портретов» цветов выступает в качестве своеобразной оранжереи, уникальные образцы которой «экспонируются» не в ботаническом саду, а на бумаге или картоне, чаще всего при помощи засохшей гуаши. Поэт Геннадий Айги свидетельствовал: «Яковлев говорил, что искусство — это средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально». «Засохшие» нездешние цветы Владимира Яковлева — это победа над тленностью бытия, попытка запечатлеть своеобразную красоту каждого лепестка в неповторимой форме выражения. Как утверждает Татьяна Вендельштейн, художник «подарил нам <…> прекрасный Эдемский сад своих цветов, цветов знаменитой баллады Анри Волохонского “Город Золотой”, цветов Небесного Иерусалима, о котором, вероятно, Яковлев грезил в скорбных больничных палатах».
В концертной программе представлен «букет» из фортепианных миниатюр, инструментальных дуэтов и вокальной музыки зарубежных и отечественных композиторов конца XIX — первой половины XX века, где тем или иным образом прослеживается «цветочный лейтмотив».
ПРОГРАММА
Ян Сибелиус (1865–1957)
«Цветы», 5 пьес для фортепиано (1916–1917), соч. 85:
1. Bellis (Маргаритка);
2. Oeillet (Гвоздика);
3. Iris (Ирис);
4. Aquileja (Аквилегия);
5. Campanula (Колокольчик)
Андре Капле (1878–1925)
Песня «En regardant ces belles fleurs» («Глядя на эти красивые цветы») для голоса и фортепиано (1914)
Рондель Шарля Орлеанского
Морис Равель (1875–1937)
Песня «Manteau de Fleurs» («Плащ цветов») для голоса и фортепиано (1903), M 39
Слова Поля Гравойе
Клод Дебюсси (1862–1918)
1. Мелодия «Сентиментальный пейзаж» для голоса и фортепиано (1883), L 45 Слова Поля Бурже
2. Мелодия «Les roses, lorsque le ciel de saphir» («Розы, когда сапфировое небо…») для голоса и фортепиано (1881), L 13
Слова Теодора де Банвиля
3. Мелодия «Fleur des blés» («Цветок во ржи») для голоса и фортепиано (1880), L 7
Слова Андре Жиро
Антон Аренский (1861–1906)
24 пьесы для фортепиано (1894), соч. 36:
10. Незабудка (e-moll)
Транскрипция для скрипки и фортепиано автора
Сергей Рахманинов (1873–1943)
6 стихотворений для голоса и фортепиано, соч. 38 (1916):
3. Маргаритки.
Стихи Игоря Северянина
Транскрипция для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера
Франц Шуберт (1797–1828)
Интродукция, тема и вариации для скрипки и фортепиано «Засохшие цветы», opus post. 160, D 802
При участии ФОНДА НИКОЛАЯ КАРЕТНИКОВА
Куратор концертных программ – Сергей Терентьев
На метро
Музей AZ находится между станциями метро «Маяковская» и «Белорусская» (кольцевая).
Мы рекомендуем идти в Музей от станции «Маяковская». Вам нужен Выход №1 на 1-я Тверская-Ямская улица, 2-я Тверская-Ямская улица. После выхода из метро поверните сразу направо в переулок, идите вперед и на первом перекрестке поверните налево на 2-ую Тверскую-Ямскую улицу. Пройдите несколько метров, и вы окажетесь в Музее AZ.
На машине
Платные парковки расположены по обе стороны 2-й Тверской-Ямской улицы или в ближайших переулках. Обращаем ваше внимание, что количество парковочных мест ограничено; в выходные и праздничные дни парковки могут быть заполнены.