Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что Музей AZ временно закрыт на ремонт. Следите за нашими новостями!
Жанна Васильева, Российская газета, 16.10.2023
Одним из ключевых событий фестиваля "Первая фабрика авангарда", что проводится в Иванове в пятый раз, стала выставка "Симпатические взаимодействия" в Музейно-выставочном центре на улице Советской, 29.
Название "Симпатические взаимодействия" напомнило о гетевском романе "Избирательное сродство", но тут речь не о химии любовных страстей, а о притяжении и перекличках работ современных художников и произведений мастеров 1960-1970-х из коллекции Музея AZ. Куратор проекта Александр Дашевский "химию" этих симпатий изложил языком ренессансных мыслителей, используя популярные тогда понятия крови, флегмы, желтой и черной желчи. Ход, признаемся, не самый очевидный. Обычно все бывает наоборот: чаще толкуют древних, апгрейдят их понятия до языка родных осин.
На первый взгляд, опыт Дашевского — вроде игровой рамки реконструкторов: поиграем в ренессансного героя, гуманиста, рассматривавшего человека как меру всех вещей.Но первая же работа, которая встречает нас на выставке, — известное видео "Библимлен" Саши Пироговой, задает не только игровой камертон. Путешествие-перформанс в пространствах Библиотеки имени Ленина (нынешней РГБ) заставляет вспомнить парадоксальное замечание Зигфрида Цилински, что "наиболее интересными библиотеками являются те, чьи фонды настолько обширны, что сплошную организацию провести уже невозможно". Именно в таких библиотеках больше всего шансов наткнуться на такую книгу, о существовании которой мы не подозревали и которая окажется важнее той, что мы искали. Образ "Библимлена", зависающего у библиотечных полок в поисках ключа-подсказки, становится ключом ко всей выставке.
Проект напоминает об истине, которая грозит потеряться во времена нейросетей и ИИ
В этом случае ренессансные понятия, через призму которых куратор предлагает взглянуть на искусство второй половины ХХ века и начала XXI, не рамка квеста, а способ сборки, возвращения единства человека и мира. Естественно, что "взаимодействия" человека - с языком, природой и космосом, с телом и социумом - становятся центральными сюжетами выставки.
И хотя каждый из этих сюжетов получает свой раздел, это не мешает им переплетаться и в одном произведении. Как в работах Тимофея Ради и Павла Отдельнова или в видео Владимира Абиха "Тысячи спрятанных стихов", в котором телефон, который в Китае настроен на перевод иероглифов на английский, вдруг начинает переводить все, что видит: пагоды у запруд, небоскребы, колесо обозрения и игрушечные фигурки панд... Даже если этот "глюк" телефона игра воображения художника, он выглядит яркой метафорой поиска общего языка человека и мира, который предстает живым, говорящим...
Надо сказать, что при серьезности замысла эту выставку, к счастью, не отличает звериная серьезность. О том, что ошибки при "дешифровке" природы случаются часто, знали еще в средние века, когда история мошенника, извлекающего "камень глупости" из жертвы, стала одним из популярных сюжетов картин. Валерий Гриковский в своей "Научно-поучительной инсталляции..." рядом с репродукциями старинных книг предлагает свою коллекцию "камней глупости, извлеченных у добропорядочных граждан мобильной хирургической бригадой Большеколпанского сельского населения в период 1975-2023 гг.". Среди них можно обнаружить камушки самой разной природы: от "моментальной пугливости" и "агрессивного сумасбродства" до "хаотичного мышления". Тут же и коллекция "пепла сожженных ведьм". Если сюжет Гриковский берет из старинных гравюр, то форма коллекции, где каждый камушек обрамлен и подписан, напоминает разом барочные кабинеты "куриозных вещей" и проекты московских концептуалистов Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Работы Игоря Макаревича из серии Homo Lignum - про героя, превратившегося в дерево, — можно увидеть тут же.
В этом проекте образ библиотеки и образ коллекции, можно сказать, близнецы-братья. И как первый немыслим без размышлений о языке, так второй — без попыток систематизации. Система хранения позволяет не только обнаружить избирательное сродство, но и не пугается странных сближений. Например, иератур Михаила Шварцмана и вросших в коврик-линолеум тапочек — объекта, который Ирина Корина делала для проекта в Доме-музее К.С. Станиславского. И если картины Шварцмана стремятся постичь тайны духа и космоса, то веер замерших тапочек - о тяжести ноши земного тела.
Работы художников ведут диалог не только с гуманистами и алхимиками, но и друг друга не забывают. Слово "взаимодействие" оказывается ключевым. Перемена участи с помощью перемены звезд на небе и минимализм в духе Дэна Флавина равно оказываются размышлением о космосе далеком и близком. А огромная черно-белая абстракция Петра Белого "Романтический апокалипсис" отзывается в тишине инсталляции Александра Горынина "Горечь несбывшегося".
Предлагая путешествие во вселенные языка, космоса, медицины и социума, проект Музея AZ напоминает об истине, которую знали древние греки, открыли заново читатели манускриптов в Италии XIV века и которая, похоже, грозит потеряться во времена нейросетей и искусственного интеллекта... О том, что человек — мера всех вещей. Просто другой меры, как и другой планеты, для нас не припасли...
Материал взят с сайта Российской газеты
На метро
Музей AZ находится между станциями метро «Маяковская» и «Белорусская» (кольцевая).
Мы рекомендуем идти в Музей от станции «Маяковская». Вам нужен Выход №1 на 1-я Тверская-Ямская улица, 2-я Тверская-Ямская улица. После выхода из метро поверните сразу направо в переулок, идите вперед и на первом перекрестке поверните налево на 2-ую Тверскую-Ямскую улицу. Пройдите несколько метров, и вы окажетесь в Музее AZ.
На машине
Платные парковки расположены по обе стороны 2-й Тверской-Ямской улицы или в ближайших переулках. Обращаем ваше внимание, что количество парковочных мест ограничено; в выходные и праздничные дни парковки могут быть заполнены.