hours of work
Tuesday, Friday to Sunday     12:00 – 20:00
Wednesday to Thursday        12:00 – 21:00
Closed Mondays
Ticket office closes 30 minutes
before Museum closing time
Learn

Anatoly Zverev

Learn

Soviet Nonconformist Art from A to Z

LEARN

Museum Story

ANATOLY
ZVEREV
Group Created with Sketch.

Anatoly Zverev (1931 - 1986) is an ingenious Russian artist. He was and still is the legend of Moscow's art life of the second half of the XX century. The famous art collector George Costakis called Zverev "the Russian Van Gogh", the painter Robert Falk said that "each touch of his brush is priceless". Today the Zverev's heritage includes more than 30 thousand of works, the genius of Zverev is polymorphic, comprehensive and inexhaustible.

Family

Anatoly Zverev was born on November 3, 1931, in Moscow.

He was the seventh child in a large family of the Civil War veteran Timofey Zverev, working as an accountant in the peacetime, and Pelageya Zvereva – an unskilled worker. Of nine children of the family, only three - Tolya and sisters Zina and Tonya - survived.

His father died in his early childhood. Anatoly Zverev lived with mother first in Sokolniki, then in the Sviblovo area. Pelageya Zvereva died in 1979.

A. Zverev. Portrait of artists's mother. 1950s

… AND I AM NOTHING ELSE BUT A FALLEN AUTUMN LEAF OF NOVEMBER…

Zverev's parents

School Years

Since his early childhood, Zverev had been lonely and flotsam; his development and education were mostly self-development and self-education.

He visited the art studios in Sokolniki and Izmailovo, where the artists who preserved the ideals of modernist and early avant-garde art (Sergey Sokolov, Vladimir Rozhkov) taught art. At the art school, Zverev was mentored by Nikolay Sinitsyn, a student of Ostroumova-Lebedeva.

Later Zverev was trained in a tradesmen school as a painter-decorator.

A. Zverev. Portrait of Nikolay Sinitsin. 1964

There, behind the signature of "AZ", it's me – next to the ornament of blue cerulean…

Nikolay Sinitsin

Patrons

Having acquired the trade of painter, Zverev got a job in the Sokolniki park. There, the artist who painted children's playgrounds was noticed by Alexander Rumnev. He was the first discoverer of the Zverev's talent and his patron for many years..

In 1954, Zverev met the famous art collector George Costakis. Costakis was one of the most significant figures in Zverev's biography - he made out an ingenious graphic artist and a painter in the young artist.

George Costakis

AND ALL OF YOU paint LIKE THIS, PAINT LIKE MALEVICH, PAINT, DO NOT GIVE IN, TIMOFEICH

A. Zverev. Portrait of A. Rumens. 1961

The 1957 Festival

In 1957, in the course of the Festival of Youth and Students in Moscow, the Mexican artist Siqueiros awarded Zverev with the highest prize. That's how it was. A "competition" of artists took place in the Gorky Park. A young man from America Gary Colemen arranged live performances there, spraying paints on a canvas like Jackson Pollock. Zverev accepted the challenge - he spread a vast canvas and painted an expressional portrait. The judge of an artistic competition - the Mexican modernist David Alfaro Siqueiros - awarded (informally) Anatoly Zverev with the first prize. Also he gave his palette knife as a present. Even if the participation and the victory of Zverev in the Festival is a legend, then its creation was not accidental. The artist was associated with all new and fresh in the art. Igor Markevich wrote later about that time: "… There were new people surprisingly free from all prejudices".

TRUE ART HAS TO BE FREE, THOUGH IT IS VERY HARD, AS THE LIFE ITSELF IS CONFINED …

wife and children

In 1957 Anatoly Zverev married Lyudmila Nazarova. They had two children: a son Mischa and a daughter Verochka. But the family life did not last for long - soon they divorced, and Zverev saw very little of his children.

A. Zverev. Portrait of a Wife. 1959

LUSYA, LUSYA - WHO LOVED YOU? I DID...

Anatoly Zverev with wife Lusya

Friends

In the mid-1960s, Zverev met Vladimir Nemukhin, then Dmitry Plavinsky – George Costakis invited him to Lianozovo where the non-conformist artists gathered around Evgeny Kropivnitsky and Oscar Rabin.

Zverev felt a creative bond with these unrecognized and, in his words, "modern" artists. Many of them remained his friends for the rest of his life. However, Zverev himself did not participate in any considerable performances and events associated with the underground art (the exhibition of the Moscow Regional Union of Artists in the Manege, the "Bulldozer Exhibition", etc.). He was on his own in life and art.

A. Zverev. Portrait of Vladimir Nemukhin. 1968

HOW DID I LIVE? I NEVER LIVED; I EXISTED. I ONLY LIVED AMONGST YOU.

Vladimir Nemukhin and Anatoly Zverev

«LIFE» magazine

In 1960, the Life Magazine came out with the Zverev's reproductions and the article of Alexander Marshak named "The Art of Russia that Nobody Has Seen". It was vivid evidence of the global recognition of the artist. At the same time in Russia, Zverev remained an underground figure.

Zverev had no official workplace, did not join any unions and did not receive any state orders. He lived for his art, literally and figuratively. At the time when every person was built into a system, this step required a lot of courage. Zverev had to hide from the police ready to arrest him at any time "for social parasitism".

WITH A FINE SOUL AND A NATIONAL SIMPLICITY, YOU, WITH YOUR BIG BRUSH, WERE A GOOD HUNDRED YEARS AHEAD OF EVERYONE

Life Magazine. 1960

Galerie Motte

In 1965, the French-Swiss conductor Igor Markevich arranged a large exhibition of Zverev in the Parisian gallery of Motte, having accompanied it with his essay. There was a legend that Markevich had Zverev locked in his room at the Metropol Hotel for several days for him to paint a few new canvases for the exhibition. Anyway, in the mid-1960s, the name of the artist and his works became known in the West. The works were purchased by the large museums (first of all the MOMA in New York), they participated in the exhibitions of "the new Russian art". Zverev had never been abroad and had never attended any of the vernissages.

Igor Markevitch
A. Zverev. Portrait of Igor Markevitch. 1963

Muse and love

Zverev had a lot of infatuations, but only one love. In 1968, Anatoly Zverev got acquainted with Oksana Aseeva. In her early years, she was acquainted with Mayakovsky, Khlebnikov and Pasternak. In 1916, Oksana married the poet Nikolay Aseev, and in 1963 she became a widow. A meeting of Zverev and Aseeva had changed the life of them both. For many years, Oksana Aseeva remained a muse of Zverev. Aseeva died in 1985. The artist died one year later.

A. Zverev. Portrait of Oksana Aseeva. 1971

HELLO SUNSHINE, MY BLUE LIGHT WITH A SHADOW … LOVE HAS ONLY ONE ANSWER: - HELLO, KSENYA

Anatoly Zverev with Oksana Aseeva

Exhibitions in Moscow

The paintings of Zverev were exhibited at home exhibition and collective displays of the non-conformists several times (the most well-known – in 1975 in the Beekeeping pavilion of the All-Union Exhibition of the Achievements of National Economy VDNKH).

However, the first and the only "personal exhibition" - the exhibition taking place in the Zverev's lifetime – was held not long before his deaths in 1984, in the City Committee of Graphical Artists in the Malaya Gruzinskaya Street. Vladimir Nemukhin was one of the main organizers.

Exhibition at VDNH. 1975
Personal exhibition at Malaya Gruzinskaya

Death

Anatoly Zverev died on December 9, 1986.

According to eyewitnesses, the burial service held in the Temple of Elijah Obydenny (in the Obydensky Lane) gathered the people so prominent and refined, that the significance of a loss for the entire Moscow was absolutely evident.

The grave of the artist is located at the Dolgoprudny cemetery near the Novodachnaya platform. The author of the mortuary monument - an oak cross with the inscription "King of Glory" - Dmitry Plavinsky. Every year on December 9, close friends of Zverev meet there to honour his memory.

Dmitry Plavinsky on the grave of Anatoly Zverev

WHEN THE LEAF FALLS FROM THE TREE, REMEMBER ME, ZVEREV.

Funeral Of Anatoly Zverev. 1986
1984
Единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Зверева. Московский горком художников-графиков
1989
Выставочный зал Советского фонда культуры, Москва
1991
Другое искусство. Русский музей, Ленинград/Санкт-Петербург
1998
Зверев. Живопись и графика из собрания ГТГ и частных коллекций. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2005
Гений графики. Галерея КИНО, Москва
2006
Стенограмма. Галерея КИНО, Москва
2009
Садись, детуля, я тебя увековечу. Галерея Полины Лобачевской, Москва
2011
Анатолий Зверев. Живопись, графика. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2012
160 работ Анатолия Зверева. Литературный музей, Москва
2012
Зверев в огне. Галерея Полины Лобачевской, Москва
2014
На пороге Нового Музея. Новый Манеж, Музей AZ, Москва
1965
Галерея Motte, Париж
1965
Галерея Motte, Женева

РАБОТЫ АНАТОЛИЯ ЗВЕРЕВА НАХОДЯТСЯ В СОБРАНИЯХ:

  • Государственная Третьяковская галерея. Москва
  • Московский музей современного искусства, Москва. 
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
  • Государственный Исторический музей, Москва.
  • Новый музей, Санкт-Петербург.
  • Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж,
  • Рутгерский университет, кампус Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США.
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
  • В частных собраниях в России и за рубежом.
you have successfully subscribed. thank you for being with us!
Уважаемые посетители!
По техническим причинам покупка билетов на сайте временно недоступна.
Билеты можно приобрести в кассе Музея.

По всем вопросам вы можете позвонить нам по телефону +7 495 730 5526 или написать на почту info@museum-az.com.

Приносим извинения за возможные неудобства.

Вт, Ср, Пт – Вс     12:00 – 20:00
Чт             12:00 – 21:00
Пн                   Выходной
Касса закрывается за 30 минут
до окончания работы Музея
материал

Анатолий Зверев

материал

Cоветское неофициальное искусство от а до z

материал

История музея

 

С 28 октября 2021 года вход в Музей AZ возможен только при наличии QR кода.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
 
Анатолий
Зверев
Group Created with Sketch.

Анатолий Зверев (1931 – 1986) – гениальный русский художник. Он был и остается легендой художественной жизни Москвы второй половины ХХ века. Знаменитый коллекционер Георгий Костаки называл Зверева «русским Ван Гогом», художник Роберт Фальк говорил – «Каждое прикосновение его кисти бесценно». Сегодня наследие Зверева насчитывает более 30 тысяч работ, гений Зверева многообразен, многогранен и неисчерпаем.

семья

Анатолий Зверев родился 3 ноября 1931 года в Москве.

Седьмой ребенок в многодетной семье инвалида Гражданской войны Тимофея Ивановича Зверева, в мирное время работавшего бухгалтером, и Пелагеи Никифоровны – разнорабочей. Из девяти детей до отрочества дожили трое – Толя и сестры Зина и Тоня.

Рано лишившись отца, Анатолий Зверев жил с матерью сначала в Сокольниках, потом в районе Свиблово. Пелагея Никифоровна скончалась в 1979 году.

Анатолий Зверев. Портрет матери

… А Я, НИЧТО ИНОЕ, - ЧТО - ОТ НОЯБРЯ ОСЕННИЙ ЛИСТ ...

Родители Анатолия Зверева

Школа

С самого детства Зверев был одинок и неприкаян, его воспитание и образование – по большей части самовоспитание и самообразование.

Он посещал студии в Сокольниках и Измайлове, где преподавали художники, сохранившие идеалы искусства модерна и раннего авангарда (Сергей Николаевич Соколов, Владимир Акимович Рожков). В школе его учителем рисования стал Николай Синицын, который, в свою очередь, был учеником Остроумовой-Лебедевой.

Затем Зверев учился в ремесленном училище. Специальность – маляр-альфрейщик.

Анатолий Зверев. Портрет Николая Синицына. 1964. Из архива семьи Н. Синицына

ТАМ, ЗА ПОДПИСЬЮ “АЗ”, Я КАК РАЗ, - У ОРНАМЕНТА СИНЕЙ ЛАЗУРИ…

Николай Синицын

Покровители

Получив специальность маляра, Зверев устроился на работу в парк «Сокольники». Там художника, расписывающего детские площадки, увидел Александр Румнев. Он стал первооткрывателем зверевского таланта и его покровителем на долгие годы.

В 1954 году произошла встреча Зверева с известным коллекционером Георгием Костаки. Костаки оказался одной из самых значительных фигур в биографии Зверева — именно он разглядел в молодом художнике гениального рисовальщика и живописца.

Георгий Костаки. Фото И. Пальмина, 1970-е

И ВЫ ВСЕ ТАК РИСУЙТЕ, ПИШИТЕ КАК МАЛЕВИЧ, РИСУЙТЕ, НЕ СПАСУЙТЕ ТИМОФЕИЧ

Анатолий Зверев. Портрет А. Румнева. 1961

Фестиваль 1957 года

В 1957 году во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве мексиканский художник Сикейрос присудил Звереву высшую награду. Вот как это было. В Парке Горького «соревновались» художники. Американский юноша Гари Коулмен устраивал там живые выступления, на манер Джексона Поллока разбрызгивая краски по холсту. Зверев принял вызов - расстелил огромный холст и написал экспрессивный портрет. Судья живописного конкурса – мексиканский модернист Давид Альфаро Сикейрос – присудил (неофициально) Анатолию Звереву призовое место. И подарил свой мастихин. Даже если участие и победа Зверева в Фестивале – легенда, то она возникла не случайно. Художника связывали со всем новым и свежим в искусстве. Игорь Маркевич позднее писал о том времени: «…Появились новые люди, удивительно свободные от предрассудков».

ИСТИННОЕ ИСКУССТВО ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ, ХОТЯ ЭТО И ОЧЕНЬ ТРУДНО, ПОТОМУ ЧТО ЖИЗНЬ СКОВАНА….

Молодой Анатолий Зверев

Жена и дети

В 1957 году Анатолий Зверев женится на Людмиле Назаровой. У них родились сын Миша и дочка Верочка. Но семейная жизнь продлилась недолго - вскоре они разошлись, и Зверев почти не видел своих детей.

Анатолий Зверев. Портрет жены. 1959

ЛЮСЯ, ЛЮСЯ, - КТО ТЕБЯ ЛЮБИЛ? А ВОТ Я ЛЮБИЛ...

Анатолий Зверев с женой Люсей

Друзья

С середины 1960-х годов Зверев знакомится с Владимиром Немухиным, затем с Дмитрием Плавинским, Георгий Костаки приглашает его в Лианозово, где вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина собираются неофициальные художники.

Зверев чувствовал творческое родство с этими непризнанными и, по его словам, "современными" художниками. Многие на всю жизнь остались его верными друзьями и соратниками. Однако сам Зверев не принимал участие в значительных выступлениях и акциях, связанных с андеграундным искусством (Выставка МОСХа в Манеже, "Бульдозерная выставка" и др.). Он и в жизни, в искусстве был сам по себе.

Анатолий Зверев. Портрет Владимира Немухина. 1968

Как я жил? Я никогда не жил, я существовал. Жил я только среди вас.

Владимир Немухин и Анатолий Зверев

Журнал «LIFE»

В 1960 году журнал Life вышел с репродукциями Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел». Это было яркое свидетельство мирового взлета художника. В то время как в России Зверев оставался фигурой андеграундной.

Зверев не имел официальной работы, не вступал в союзы и не получал государственных заказов. Он в прямом и переносном смысле жил своим искусством. Для времени, когда каждый был встроен в систему, это шаг требовал немалого мужества. Звереву приходилось скрываться от милиционеров, готовых в любой момент арестовать "за тунеядство".

С ПРЕКРАСНОЮ ДУШОЮ НАРОДНОЙ ПРОСТОТОЙ ТЫ КИСТОЧКОЙ БОЛЬШОЮ УШЕЛ НА ЛЕТ ЗА СТО

Журнал LIFE. Выпуск 1960 год

Галерея «MOTTE»

В 1965 году франко-швейцарский дирижер Игорь Маркевич устроил в парижской галерее Motte большую выставку Зверева, сопроводив ее собственным эссе. Ходила даже легенда о том, что Маркевич на несколько дней запер Зверева в своем номере "Метрополя", чтобы тот написал новые холсты на выставку. Так или иначе, с середины 1960-х годов имя художника и его произведения становятся известными на Западе. Их приобретают крупные музеи (прежде всего МОМА в Нью-Йорке), они участвуют в выставках "нового русского искусства". Сам Зверев никогда не выезжал за границу и ни на одном вернисаже не был.

Игорь Маркевич
Анатолий Зверев. Портрет Игоря Маркевича. 1963

Муза и любовь

Увлечений у Зверева было много, но любовь была одна. В 1968 году Анатолий Зверев познакомился с Оксаной Асеевой. В молодости она была дружна с Маяковским, Хлебниковым и Пастернаком. В 1916 году Оксана Михайловна стала женой поэта Николая Асеева, в 1963 году она овдовела. Встреча Зверева и Асеевой изменила жизнь обоих. Оксана Асеева стала музой Зверева на долгие годы. Асеева умерла в 1985 году. Художник пережил ее всего лишь на год.

Анатолий Зверев. Портрет О. Асеевой. 1971

ЗДРАВСТВУЙ СОЛНЫШКО, МОЙ СВЕТ ГОЛУБАЯ С ТЕНЬЮ У ЛЮБВИ ОДИН ОТВЕТ: - ЗДРАВСТВУЙ, КСЕНЯ ...

Анатолий Зверев с Оксаной Асеевой

Выставки в Москве

Зверевские картины неоднократно попадали на квартирные и коллективные выставки нонконформистов (самая известная - в 1975 в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ).

Однако первая и единственная "персоналка" - прижизненная выставка - прошла незадолго его кончины в 1984 году в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице. Одним из главных ее организаторов стал Владимир Немухин.

Выставка в ДК на ВДНХ (1975)
Персональная выставка на Малой Грузинской

Кончина

Анатолий Зверев умер 9 декабря 1986 года.

На отпевании художника в Храме Илии Обыденного (в Обыденском переулке), по свидетельству очевидцев, собралась столь представительная и изысканная публика, что стало понятно, сколь значительна была потеря для всей Москвы.

Могила художника находится на Долгопрудненском кладбище недалеко от платформы «Новодачная». Автор памятника - дубового креста с надписью «Царь Славы» - Дмитрий Плавинский. Каждый год 9 декабря близкие друзья Зверева собираются здесь почтить его память.

Дмитрий Плавинский на могиле Анатолия Зверева

КОГДА ЛИСТ УПАДЕТ С ДЕРЕВА, ПОМЯНИТЕ, МЕНЯ, ЗВЕРЕВА.

Похороны Анатолия Зверева (1986)
1984
Единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Зверева. Московский горком художников-графиков
1989
Выставочный зал Советского фонда культуры, Москва
1991
Другое искусство. Русский музей, Ленинград/Санкт-Петербург
1998
Зверев. Живопись и графика из собрания ГТГ и частных коллекций. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2005
Гений графики. Галерея КИНО, Москва
2006
Стенограмма. Галерея КИНО, Москва
2009
Садись, детуля, я тебя увековечу. Галерея Полины Лобачевской, Москва
2011
Анатолий Зверев. Живопись, графика. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2012
160 работ Анатолия Зверева. Литературный музей, Москва
2012
Зверев в огне. Галерея Полины Лобачевской, Москва
2014
На пороге Нового Музея. Новый Манеж, Музей AZ, Москва
1965
Галерея Motte, Париж
1965
Галерея Motte, Женева

РАБОТЫ АНАТОЛИЯ ЗВЕРЕВА НАХОДЯТСЯ В СОБРАНИЯХ:

  • Государственная Третьяковская галерея. Москва
  • Московский музей современного искусства, Москва. 
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
  • Государственный Исторический музей, Москва.
  • Новый музей, Санкт-Петербург.
  • Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж,
  • Рутгерский университет, кампус Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США.
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
  • В частных собраниях в России и за рубежом.
вы успешно подписались. спасибо, что вы с нами!
Уважаемые посетители!
По техническим причинам покупка билетов на сайте временно недоступна.
Билеты можно приобрести в кассе Музея.

По всем вопросам вы можете позвонить нам по телефону +7 495 730 5526 или написать на почту info@museum-az.com.

Приносим извинения за возможные неудобства.
Закажи индивидуальную экскурсию по выставке