Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что Музей AZ временно закрыт на ремонт. Выставки и мероприятия проходят в ЦСИ AZ/ART на Маросейке. Следите за нашими новостями!
Идея создания музея возникла в 2012 году, когда в Новом Манеже прошла выставка «Зверев в огне». Залы Манежа полыхнули заревом давнего пожара, спалившего дачу коллекционера Георгия Костаки в подмосковной Баковке в 1976 году. Вместе с домом Костаки горела и огромная коллекция произведений искусства. Фантастическое обстоятельство оставило работы Анатолия Зверева уцелевшими в том пожаре — их было очень много.
Более двухсот работ тогда увидело свыше 30 000 посетителей. Но не только поразительное открытие невиданного до этого момента Зверева стало событием — событием стала сама экспозиция, от идеи до воплощения. Выставка превратилась в драматическое, страстное и полное футуристических идей пространство, в суперсовременную машину времени, которая стремительно перенесла Зверева в сегодняшний день, а затем катапультировала в день завтрашний — навстречу абсолютно новому пониманию художника.
Интерес широкой публики к творчеству и индивидуальности Зверева и стал отправной точкой для создания музея. Идея музея не возникла искусственно — это был ответ на естественное движение людей навстречу Звереву. П. Лобачевская - Цитата
Инициатива создания музея была поддержана дочерью Георгия Костаки Алики, которая подарила более 600 работ Зверева Музею AZ. Алики Костаки рассказывает: «Я отдаю эти работы совершенно спокойно. Точно так же, как отец спокойно отдавал коллекцию авангарда. Делаю этот дар ради папы, и ради Толи. Не могу же я в Афинах развесить зверевские работы и приглашать к себе людей, чтобы они, наконец, открыли гениального художника. Толя Зверев нуждается в том, чтобы его правильно показали, в том, чтобы его, наконец, увидели во всей силе. Возможно, я беру на себя большую смелость, говоря, что работы в коллекции Костаки - лучший период Зверева, но по собственным ощущениям я знаю: такого уровня вещи встречаются единицами.»
Дар Алики Костаки стал поводом для выставки, которая состоялась в 2014 году и представляла еще не построенный, но уже существующий Музей АZ - «Анатолий Зверев. На пороге нового музея». В течение месяца выставку посетило свыше 40 тысяч человек.
Выставка представила хранившиеся до этого момента в Греции работы Анатолия Зверева. Сама экспозиция и организация пространства стали концепцией музея, который прямо на глазах обретал живые плоть и кровь.
Выставка представила все многообразие Зверева, художника, личности, легенды. Портреты, анималистика, пейзажи и натюрморты, абстракции и супрематика — представали нескончаемым потоком гениальных работ. Зверев в фотографиях и афористичных высказываниях, в документальных фильмах и отзывах современников, Зверев глубокий, печальный и ироничный. Мультимедийные экраны казались огромным звездным небом, сотканных из зверевских рисунков, за считанные секунды удаляя и приближая глаза, лица, фигуры.
Выставка и идея Музея АZ преподнесла Зверева не просто как художника-рисовальщика, а как уникальный художественный феномен, аккумулировавший множество теорий и практик, культурные модели, философию, поэзию и прозу, и переплавивший это в собственную безграничную вселенную.
Неисчерпаемую зверевскую вселенную смог вобрать в себя маленький трехэтажный особняк на 2-ой Тверской-Ямской улице, где в мае 2015 года открылся Музей Анатолия Зверева. Зверев и тут оказался «гением места» - неподалеку от этого дома располагалась мастерская художника Владимира Немухина, с которым Зверев был дружен и часто жил у него.
«АЗ – это Я как раз». 27 мая – 15 ноября. Музей АЗ открылся выставочным проектом, посвященным биографии Анатолия Зверева и тем людям, которые окружали его в течение всей жизни. Экспозиция была разделена на три части – содержание первого этажа составили автопортреты художника, второй этаж – ближайшее окружение Зверева (портреты нонконформистов, коллекционеров, жены и детей). Третий этаж был полностью посвящен музе и возлюбленной Анатолия Зверева Оксане Асеевой.
«Волшебная клетка. А не пойти ли нам в зоопарк?». 8 декабря 2015 – 28 февраля 2016 гг. В 1950-60-е годы Зверев создал виртуозный графический цикл в Московском зоопарке. В проекте были представлены около 80 работ художника – гуаши, акварели, масло. Выставка была задумана как захватывающая игра и аттракцион. Вместе с рисунками Зверева в залах возникали эффектные объекты и 3D-инсталляции.
Красавицы столетий. 28 марта – 6 ноября. Одна из самых хитовых выставок музея представила женский портрет Анатолия Зверева в разнообразных ракурсах и сочетаниях: от моментальных рисунков до сложных живописных образов, вступающих в диалог с прошлым и современностью.
«Сказки Андерсена». 20 декабря 2016 – 23 апреля 2017 гг. В основу экспозиции легли иллюстрации Анатолия Зверева к четырем сказкам, созданные в 1961 году. Музей превратился в огромную инсталляцию, где наряду со зверевскими рисунками сказочные миры создавали объекты современных художников (Андрея Бартенева, Кати Филипповой, Татьяны Баданиной).
«Предвидение». Электротеатр Станиславский. Выставка была приурочена к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Она объединила картины яркого представителя нонконформизма Петра Беленка (из коллекции Музея АЗ) и образы фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.
«Игра». 16 мая – 15 октября. В пространстве музея были представлены натюрморты и абстракции лидеров неофициального искусства второй половины ХХ века. Это были работы Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева и Владимира Немухина, которых, по мысли куратора Полины Лобачевской, объединяла тема игры в жизни и в искусстве. В проекте принял участие современный художник Платон Инфанте – новатор, играющий в виртуальном пространстве XXIвека.
«Атака Дон Кихотов». 24 ноября 2017 – 25 марта 2018 гг. Дон Кихот стал одним из сквозных образов в творчестве Анатолия Зверева. В пространстве музея были представлены знаковые произведения художника 1960-80-х годов. Все они были показаны в контексте мирового искусства - центральное место на выставке заняли 12 цветных подписных литографий Сальвадора Дали из книги «Дон Кихот».
«Прорыв в прошлое. Тарковский и Плавинский». Новое Пространство Театра Наций. Июнь-июль. В год 50-летия фильма «Андрей Рублев» Музей AZсовместно с Фондом «Два Андрея» создал выставку, которая объединила двух всемирно признанных художников ХХ века – Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского.
«Тебе - через сто лет…». Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) 15 ноября 2017 – апрель 2018 гг. Музей AZвыступил инициатором и партнером по созданию проекта, посвященного 125-летию Марины Цветаевой. Выставка объединила имена великого поэта (в экспозиции были представлены ценнейшие цветаевские реликвии) и художника Лидии Мастерковой.
«ЗВЕРЕВ-GALA». 19 апреля 2018 – 24 февраля 2019. В честь трехлетия Музея AZ был подготовлен седьмой выставочный проект, продемонстрировавший все грани таланта выдающегося художника Анатолия Зверева. В экспозицию, которая развернулась на трех этажах, вошли свыше 250 работ разных жанров – портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстраций. Главный акцент выставки «ЗВЕРЕВ-GALA» — на разнообразии зверевского наследия.
«Новый полет на Солярис. Новая траектория». Монца. 13 октября – 31 декабря 2018. В начале сентября в Фонде Франко Дзеффирелли (Флоренция) завершился первый международный проект Музея AZ. Эта выставка, соединившая работы знаменитых русских художников второй половины XX века и кинообразы великого режиссера Андрея Тарковского, имела огромный отклик в прессе и профессиональном сообществе, а также у широкой публике. Неординарность проекта, его новаторство и актуальность стали теми причинами, по которым «Новый полет на Солярис» не прекратил свое существование, а обрел новую траекторию на новой площадке.
«Птица-тройка и ее пассажиры». 19 марта — 18 августа. Выставка объединила графические произведения Анатолия Зверева, офорты классика европейского модернизма Марка Шагала и скульптурный объект одного из ведущих скульпторов современности Вадима Космачева. Скульптура птицы-тройки, открывшая проект, стала метафорой, олицетворением пути, по которому мчатся гоголевские герои, среди которых нет ни одной мертвой души.
«Жизнь и приключения Анатолия Зверева». 25 октября 2019 — 22 марта 2020. В пространстве музея были представлены более 250 графических и живописных работ легендарного художника из шведской коллекции Димитрия Апазидиса. Димитрий Апазидис — сотрудник посольства Греции, а затем и Швеции в Москве. Он был другом коллекционера Георгия Костаки, который познакомил его со Зверевым. Так началась одна из самых значительных коллекций произведений художника, которая насчитывает более 1500 работ ценнейшего, раннего периода его творчества.
«Свободный полет». 21 июня - 22 сентября. Музей AZ совместно с Третьяковской галерей и запустили выставочный проект в Западном крыле ее здания на Крымском Валу. Экспозиция ассоциативно связала друг с другом произведения живописи, графики и скульптуры советских художников-нонконформистов из коллекции Музея AZ и киношедевры великого русского режиссера Андрея Тарковского. Проект «Свободный полет» — финал выставочной трилогии, части которой Музей AZ представлял в 2016, 2017 и 2018 годах — «Предвидение» (Электротеатр Станиславский), «Прорыв в прошлое» (Новое Пространство Театра Наций), «Новый полет на Солярис» (Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция).
«Два Авангарда!? Рифмы». 12 сентября — 20 ноября 2019. Выставочный проект, приуроченный к фестивалю актуального искусства в Иванове, парадоксальное объединяет шедевры авангарда 1910-1920-х годов из собрания Ивановского художественного музея (И. Машков, О. Розанова, А. Экстер, Б. Шапошников, Д. Штеренберг) и лучшие произведения неофициальных художников второй половины ХХ века (А. Зверев, О. Рабин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Л. Мастеркова и др.). Это более 30 работ периода «советского ренессанса» из коллекции Музея AZ и его основателя Наталии Опалевой. Знак вопроса в названии провоцирует полемику, указывает на дискуссионность проекта: правомерно ли говорить о «втором авангарде» 1960-70-х годов? Что или какие критерии определяют авангардность того или иного произведения?
«Выбор Костаки». 9 июля — 8 ноября 2020. Новый проект Музея AZ посвящён Георгию Костаки (1913 -1990) — легендарному коллекционеру, собравшему и открывшему России и миру работы мастеров первого русского авангарда, ценителю и покровителю художников советского андеграунда, который одним из первых начал поддерживать Анатолия Зверева.
«В преддверии Рая. Татьяна Чернова». 20 марта – 17 июля 2020. В городе Иваново весну 2020 года встретили проектом Музея AZ, организованным совместно с фестивалем «Первая фабрика авангарда». Выставка была посвящена одной из самых поэтичных и многогранных художниц нашего времени. Картины и гобелены Татьяны Черновой парадоксально соединяют классические традиции (живопись Ренессанса и барокко) с острым переживанием современности
На метро
Музей AZ находится между станциями метро «Маяковская» и «Белорусская» (кольцевая).
Мы рекомендуем идти в Музей от станции «Маяковская». Вам нужен Выход №1 на 1-я Тверская-Ямская улица, 2-я Тверская-Ямская улица. После выхода из метро поверните сразу направо в переулок, идите вперед и на первом перекрестке поверните налево на 2-ую Тверскую-Ямскую улицу. Пройдите несколько метров, и вы окажетесь в Музее AZ.
На машине
Платные парковки расположены по обе стороны 2-й Тверской-Ямской улицы или в ближайших переулках. Обращаем ваше внимание, что количество парковочных мест ограничено; в выходные и праздничные дни парковки могут быть заполнены.